res3.JPG

Человеческие движения очень тесно связаны с интеллектуальной деятельностью, но при условии очень жесткого их ограничения в детерминированной пространственно-временной траектории. Сами по себе движения обладают большим количеством степеней свободы: например, от грудной клетки до кончика указательного пальца их 16. Если каждая из степеней свободы у пианиста даст ошибку всего в 1 градус, то, суммируясь, эти погрешности дадут отклонение пальца на 5—6 см., то есть вызовут промахивание на терцию или кварту (Бернштейн Н.А.*). Если прибавить к этому неизбежные в таких случаях ошибки в скорости, то сыграть музыкальное произведение не получится.

Двигательное развитие ребенка идет проксимодистально (от середины тела к периферии) и капитокаудально (от макушки до копчика). Например, неправильный двигательный стереотип на уровне позвоночника не только нарушает его «историческую» функцию — движение вперед, но и ограничивает движение в плечевых суставах, нарушение координации в плечевом суставе даёт нарушения в локтевом и так далее до кончиков пальцев. Как утверждают эволюционные лингвисты, речь как передача знаковой информации перешла с кончиков пальцев на жевательный аппарат и голосовые связки около 150 000 лет назад. Следовательно, если мы хотим улучшить речевые, а значит и мыслительные функции, необходимо восстановить все базовые двигательные каскады от позвоночника до кончиков пальцев.

В НИИ развития мозга проходит валидизацию тест оценки базовых двигательных стереоти- пов (БДС), основанный на проверке сформированности БДС от первых месяцев до 12 лет. В основу 36 субтестов положены следующие принципы:

  • сокращение площади опоры;
  • поднятие центра тяжести;
  • выключение зрительной обратной связи;
  • усложнение ритмической составляющей движения;
  • выполнение двойных задач для оценки автоматизации.

Различные модификации теста апробированы на членах сборных спортивных команд России, детях с заболеваниями мозга, студентах различных факультетов РУДН. Результаты тестирования помогут разработать индивидуальную программу модифицирования БДС для улучшения моторного контроля движения и когнитивной деятельности в разных областях: например, в реабилитологии, спорте, в прак- тике академической успешности, в геронтологии.

* Бершнштейн Н.А. Физиология движений и активность. М. «Наука» 1990, 494 с.

Другие исследования

  1. Вот это мозжечок!
  2. Когнитивные функции и Ковид-19
  3. Мозг в квадрате
  4. "Если вы двоечник - это не ваша проблема - это наша недоработка"
  5. Научное долголетие
  6. Можно ли измерить чувства