Почти 40 % профессорско-преподавательского состава ВУЗов России составляют люди старше 55 лет. Наряду с позитивными качествами возраста: опыт, богатство навыков, у некоторых преподавателей и исследователей появляются возрастные проблемы. Их можно разделить на два вида: возрастные когнитивные нарушения и отставание от быстро меняющихся технических и содержательных требований к статьям, публикуемым в международных цитируемых журналах. Сохранение высокого уровня функционирования в профессии напрямую связано с работой основных когнитивных функций. Иными словами, научное долголетие связано с работой основных управляющих функций (рабочая память, ингибирование, планирование, когнитивная гибкость), которые у некоторых людей могут снижаться с возрастом [Ferguson, Brunsdon, Bradford, 2021]*. Поэтому, чем выше когнитивный резерв организма, тем эффективнее профессиональная деятельность. Поскольку когнитивные способности являются важным ресурсом человека, они могут защитить ученых и от воздействия многочисленных стрессовых факторов, связанных с профессией и помочь достойно ответить на современные вызовы науки. В настоящее время в НИИ развития мозга реализуется комплексная программа модифицирования когнитивных и физических функций для научных сотрудников и преподавателей высшей школы, а также начаты исследования процессов научного мышления, находящих отражение в основном продукте научной деятельности — профессиональном тексте. В рамках проекта реализуются две формы деятельности:
* Ferguson, H.J., Brunsdon, V.E.A. & Bradford, E.E.F. The developmental trajectories of executive function from adolescence to old age. Sci Rep 11, 1382 (2021). https://doi.org/10.1038/s41598-020-80866-1