Причины школьной академической неуспешности часто скрываются в несформированности базовых движений. Это легко проверить: подавляющее большинство школьников не может стоять на одной ноге. Этот простой тест является результирующим в череде двигательных ошибок, среди которых основным является формирование первого движения, которое, повинуясь генетической программе, ребенок тренирует в первые три месяца жизни — это удержание головы в ортогональном положении. Для этого требуется совместное взаимодействие мышц шеи и 12 тончайших глазодвигательных мышц. Если в перинатальном периоде произошли какие-то проблемы (нарушения) и ребенок долго лежит неподвижно — окно возможностей закрывается, уступая дорогу формированию других двигательных стереотипов. Проблема дает о себе знать лишь к пяти годам, когда обнаруживается, что ребенок не может срисовать с доски простые геометрические фигуры. Оказывается, что несформированная координация на уровне глаз-шея не позволяет в должной мере сформироваться координации на уровне глаз-рука. Главным критерием сформированного стереотипа является однотипное по скорости движение и точная его остановка. Если движение не автоматизировано — вовремя остановиться не получится, а движения будут совершаться с разной скоростью (см. рис.). К счастью, восстановление базовых двигательных стереотипов занимает всего несколько месяцев и может существенно улучшить академическую успеваемость. В НИИ развития мозга разработан софт, который позволяет посмотреть меру сформированности всех основных базовых двигательных стереотипов у детей и взрослых на уровне: глаз-рука, глаз-туловище, глаз-нога. При помощи этого софта в условиях виртуальной реальности можно диагностировать и тренировать не только базовые двигательные стереотипы, но также моделировать и тренировать любое надстроечное к ним движение. Софт может быть полезен в реабилитационной клинике, спорте, тренировке быстрых и точных движений в различных видах производственной деятельности. Особое внимание предполагается уделить восстановлению и поддержанию базовых двигательных стереотипов для повышения качества когнитивной деятельности у пожилых людей.